Ручная дуговая сварка трубопроводов


При строительстве трубопровода одной из самых востребованных профессий является профессия сварщика. Сварка, как метод соединения труб в трубопроводе, используется наиболее часто, так как именно сварное соединение является наиболее прочным и надежным. Кроме того, при таком виде соединений не требуется применение никакой специальной запорной арматуры, а значит и обслуживание трубопровода существенно облегчается. Это очень важно, так как во многих случаях доступ к месту соединения труб в трубопроводе бывает затруднен.

Самым распространенным методом сварки при работе с трубопроводами является ручная дуговая сварка трубопроводов. Конечно, скорость работы при применении такого метода сварки ниже, чем скорость сварки с применением автоматического или механизированного метода – если при ручной сварке максимальная скорость составляет 20 метров в час, то при автоматической  может достигать 60 метров в час. Но довольно часто сварочные работы по трубопроводу просто невозможно производить при помощи автоматизированной сварки. При этом ручная сварка труб может применяться практически в любом месте и при любом положении стыка труб – и вертикальном, и горизонтальном, и нижнем, и потолочном.

 

Подготовка труб к сварке.

Прежде чем приступить непосредственно к сварочным работам, кромки труб необходимо к этому подготовить. Основными этапами подготовки труб являются:

  1. Правка концов труб.
  2. Очистка кромок и внутренней поверхности труб от грязи и смазки.
  3. Сборка элементов трубопровода.

 

Правка концов труб подразумевает придание им скоса, угол которого соответствует выбранному методу сварки. Как правило, уже с завода трубы выходят со скосами примерно под 30 градусов. Если же этого нет, то необходимо снять фаску и придать концам скосы с помощью режущего инструмента. То же самое касается и различных соединительных деталей. Если трубы имеют небольшой диаметр, то обработать концы можно с помощью торцевателя, шлифмашинки или трубореза. Для обработки концов труб большого диаметра может потребоваться фрезерный станок, также возможно использование шлифовальной машинки.

Минимальное расстояние, на котором должна производиться очистка кромок и внутренних поверхностей труб составляет 1 сантиметр от места, где будет располагаться сварной шов. Такая очистка подразумевает доведение поверхности трубы до абсолютно чистого, обезжиренного состояния, когда виден металлический блеск.

Сборка элементов трубопровода – это совмещение кромок свариваемых труб и соединительных деталей таким образом, чтобы не нарушать геометрию всего трубопровода. На этом этапе работ для предотвращения смещения трубы с целой оси трубопровода рекомендуется закрепить соединение отдельными сварочными швами длиной около 80 мм, расположенными на расстоянии примерно 300 мм. Лучше всего для этого использовать тот же электрод, который в дальнейшем будет использоваться для сварочных работ.

После выполнения подготовительных работ выполняется сама ручная дуговая сварка трубопровода. При соединении труб рекомендуется не останавливаться на одном слое сварочного шва, а выполнять 2 или даже 3 слоя – это позволит добиться максимальной прочности шва и 100% проварку корня шва.

 

Последовательность сварки различных стыков труб.

При соединении труб стыки могут быть как поворотными, так и неповоротными. Кроме того, последовательность сварных работ зависит и от диаметра  труб.

  • Последовательность сварки поворотных стыков.

 

Сварка поворотного стыка.

 

При сварке поворотного стыка сначала выполняется сварка от точки, отмеченной как 1, до точки, отмеченной на рисунке как 2, а также от отметки 4 до отметки 3. После выполнения этого слоя сварки участок трубопровода поворачивают на 90 градусов и выполняют сварной шов от отметки 4 до отметки 1 и от отметки 3 до отметки 2. При  сварке первого слоя рекомендуется применять электрод диаметром 4 мм, а все работы производить при силе сварочного тока в 130А. Второй и третий слой должны вестись в том же направлении, что и первый слой, накладываясь на него сверху.

  • Последовательность сварки неповоротного стыка.

 

Сварка неповоротного стыка.

 

Сварочные работы в данном случае на первом слое должны производиться в направлении снизу вверх. Это направление на рисунке отмечено цифрами 1, 2 и 3. После этого выполняется наружный слой (отметки 1*, 2*, 3*), направление которого меняется на противоположное – то есть, электрод движется сверху вниз.

 

При выполнении многослойной сварки трубопровода необходимо добиться того, чтобы последний слой сварки имел абсолютно ровную поверхность, плавно переводящую сварной шов к основной поверхности трубы. И еще одна рекомендация, которую требуется соблюдать, если вы хотите добиться высокого качества сварных работ – перед тем, как начинать новый слой сварки, предыдущий слой и примыкающую к нему поверхность трубы необходимо тщательно очистить от шлака и брызг металла – это позволит слоям более плотно примыкать друг к другу, а значит, повысит и прочность всего соединения.

Читайте также:

Контактная сварка была изобретена в разных странах мира во второй половине  XIX века, и с тех пор нашла свое место в технологическом процессе многих промышленных предприятиях. Особенностью этой сварки является прочное соединение поверхностей под воздействием высокой температуры и сжимающей силы. 

Контроль качества сварного соединения – один из важнейших этапов технологического процесса сварки. К каждому сварному изделию предъявляются самые разные требования – и именно от этих требований и зависит то, какие именно методы контроля качества будут применяться при его проверке. 

В этой статье мы детально остановимся на таком способе сваривания, как сварка при прямой полярности. Рассмотрим суть этого процесса, его особенности, положительные и отрицательные моменты. Кроме того, остановимся на том, когда применяется сварка прямой полярности и с какими сварочными материалами.

 

Рекомендовано: